Зачем нужно развивать корпоративную культуру?
Культура в организации охватывает все стороны взаимоотношений в коллективе, нормы поведения, права и обязанности, способы мотивации и демотивации. Эти механизмы могут быть закреплены на бумаге или существовать неформально. Главное назначение — создать благоприятные условия для роста и развития компании, повысить престиж бренда. А это маловероятно без отдачи от коллектива.
Формирование и развитие корпоративной культуры будет эффективным, если приведет к повышению мотивации персонала. Поэтому важно учитывать естественно сложившиеся традиции поведения и систему коммуникаций. При этом в разных отделах одной компании могут быть свои особенности. У продажников может царить идеальный порядок на столах, четко задан график перерывов, а начальник отдела может принимать подчиненных по пятницам с 14:00 до 16:00. А в отделе у дизайнеров могут действовать другие правила — ненормированный день, творческий беспорядок и походы к начальству по любому вопросу.
Искусственное насаждение общих инструкций может вызвать протест. Менеджеры должны понимать ситуацию в коллективе, учитывать специфику работы разных групп и строить культуру компании, которая не противоречит системе ценностей сотрудников.
Корпоративная культура как инструмент мотивации
Формировать плодотворную рабочую обстановку и мотивировать помогают разные элементы культуры организации.
Денежная премия — мощнейший инструмент, но иногда его недостаточно. Многие люди нуждаются в публичном признании своих достижений. Не всегда для этого требуется масштабная церемония. Развитие корпоративной культуры в организации включает разработку системы нематериального поощрения. Например, ежемесячное голосование или рейтинг за закрытые проекты/задачи.
Если сотрудник чувствует свою причастность к общему делу и видит результаты работы — это тоже мотивирует. Для этого должна быть продумана культура коммуникаций с менеджментом. Можно проводить регулярные собрания или назначить дни, когда каждый работник может прийти к руководителю, рассказать свои идеи и услышать о достижениях компании. Учет интересов сотрудников при развитии корпоративной культуры увеличивает число положительно настроенных работников.
Люди творческих и интеллектуальных профессий высоко ценят возможность развития на рабочем месте. Тренинги, семинары и образовательные курсы на предприятии служат еще одним источником стимулирования. Причем для этого не всегда обязательно приглашать сторонних специалистов. Для новичков занятия могут проводить опытные сотрудники. Также можно привлекать смежные отделы для обмена знаниями, устраивать внутренние конференции и презентации по новинкам отрасли.
От того, насколько быстро новый сотрудник адаптируется в компании, зависит, как скоро он начнет приносить прибыль. Важно создать доброжелательную атмосферу, при возможности — выделить наставника. Новичку это поможет почувствовать себя комфортно, а для наставника это еще одно признание компетентности.
Самый распространенный способ нематериального поощрения. Это не обязательно банкет. Можно проводить спортивные мероприятия, турниры по настольным играм, ходить в кино или на футбол. Все определяется предпочтениями в коллективе.
Важной частью корпоративной культуры является система коммуникаций. В первую очередь это касается профессионального общения, разграничения обязанностей и порядка выполнения задач. Сотрудникам должно быть ясно, как вести себя в разных рабочих моментах, к кому обращаться с вопросами, как быстро он получит ответ. Грамотно выстроенный регламент помогает повысить производительность за счет отсутствия проволочек в типовых ситуациях.
Вместе с производительностью повышается и качество обслуживания клиентов. Когда сотрудник гордится тем, что представляет свою компанию, он изо всех сил старается сформировать положительное впечатление о ней.
В корпоративных правилах обязательно должна быть предусмотрена возможность высказать недовольство. Негативные моменты, оставленные без рассмотрения и реакции, приводят к проблемам в коллективе и снижению продуктивности.
Можно проводить опросы или завести анонимную почту для писем с претензиями, чтобы подчиненные могли свободно высказаться, а не ворчать за спиной начальства. Можно использовать программы для отслеживания рабочих мест и анализа переписки. А можно построить работу так, чтобы каждый мог обратиться к вышестоящему сотруднику с жалобой, не рискуя потерять расположение начальства.
В любом случае, решить назревающую проблему легче на начальном этапе — так сохраняется лояльность и повышается доверие к руководству.
Грамотно выстроенная корпоративная культура дает компании конкурентное преимущество за счет высокой мотивации и преданности сотрудников, а вложения в персонал всегда окупаются.
Полное или частичное копирование материалов возможно только при указании ссылки на источник — сайт www.infowatch.ru или на страницу с исходной информацией