Наталья Касперская: импортозамещение ПО должно быть системным
На площадке АКПО-Конф Наталья Касперская поделилась впечатлениями от мероприятия и оценила роль «Транснефти» в выполнении глобальной задачи по импортозамещению ПО. Также Наталья Касперская рассказала о работе по импортозамещению, которую сегодня ведет ассоциация разработчиков программных продуктов «Отечественный софт».
Наталья Ивановна, поделитесь впечатлениями от первой конференции Ассоциации крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования (АКПО). И насколько сегодня важен диалог между заказчиками и производителями ПО?
Я считаю, что это очень полезное мероприятие. Вообще, в текущих условиях, когда мы находимся в ситуации, когда нам за короткое время очень много чего надо быстро заместить, естественно, это лучше всего делать, когда идет постоянный диалог. Поэтому, чем больше таких площадок, тем лучше. Это и возможность для заказчиков пообщаться с разработчиками. Это и возможность для разработчиков позадавать какие-то вопросы и найти новых заказчиков. С этой точки зрения, я считаю, что это замечательная инициатива, и таких еще должно быть больше.
Как Вы оцениваете роль «Транснефти» в глобальной задаче импортозамещения программного обеспечения?
Насколько мне известно, компания «Транснефть» довольно продвинутая с точки зрения информационных технологий, давно этим занимается и имеет очень системный подход. Не все игроки рынка имеют такой системный подход. Мы работаем с «Транснефтью» с точки зрения информационной безопасности, и я вижу, что и этот же системный подход используется, собственно, в информационной безопасности.
Андрей Юрьевич Бадалов был сегодня на дискуссии, посвященной технологической устойчивости. Он очень интересно рассказывал о том, что делает «Транснефть» с точки зрения технологической устойчивости. Мне кажется, это компания, которая вносит значительный вклад в обеспечение технологической устойчивости Российской Федерации.
Какую работу сейчас проводит Ассоциация разработчиков программных продуктов "Отечественный софт"? Как вы взаимодействуете с потребителями — крупными компаниями?
По поводу того, что Ассоциация разработчиков программных продуктов делает для скорейшего импортозамещения. Во-первых, мы регулярно взаимодействуем с Ассоциацией крупнейших потребителей программного обеспечения. У нас налаженная связь, мы обмениваемся методиками, встречались и обсуждали, как нам довести требования клиентов до наших разработчиков и обратно — что разработчики хотят. То есть, эта коммуникация, постоянная работа. Это первое.
Второе: АКПО старается приглашать нас на свои мероприятия, мы, соответственно, стараемся приглашать заказчиков и участников Ассоциации на свои. То есть идет такая точечная работа. Ну и в самой Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» создан специальный комитет по интеграции, в задачу которого входит обеспечение совместимости отечественных решений. Мы эту работу начали давно, в году, наверное, 2016-м — сразу после того, когда у нас пошла тема импортозамещения, а пошла активно она у нас в 2015.
Мы создали комитет по интеграции, тогда у нас возникло несколько таких пакетов, вот сейчас их, по-моему, уже больше сотни. И эту работу мы продолжаем. У нас много компаний в этот комитет входит. Его основная идея: обеспечивать совместимость — начиная с операционной системы и дальше, т.е. систем управления базами данных, далее прикладного программного обеспечения. Вот такая цепочка, чтобы возлагать эту сложность по интеграции не на заказчика, а чтобы решения уже были интегрированы, и компании, соответственно, понимали, насколько они интегрированы. Мы в АРПП ведем каталог, который есть у нас на сайте. Можно посмотреть на решения по совместимости. Эти пакеты публичны, так что заказчики могут все узнать сразу.
Как вы относитесь к тому, что компании сами стараются разрабатывать программные продукты?
Мне в этом смысле нравится знаменитый анекдот про банк и Рабиновича — Рабинович обещает не давать кредиты, а банк обещает не торговать семечками. Потому что это не очень эффективно. Мне кажется, что, когда госкомпании начинают заниматься несвойственной им деятельностью, скажем, самостоятельной разработкой программных продуктов, получается как в этом анекдоте. Каждый должен заниматься своей деятельностью тем, что он наилучшим образом делает. В противном случае, во-первых, возникают дублирующие системы, которые зачем-то нужны в условиях огромной нехватки, огромного дефицита трудовых кадров. И главное, что управление разработкой программного обеспечения — это сложный процесс.
Кажется, что, если у меня много денег, я сейчас возьму, наберу разработчиков, они мне все напишут, и все будет хорошо. Но это не так. Мы видим, как раз за разом крупнейшие корпорации проваливают эту работу и не могут выпустить на рынок продукт, который бы обеспечивал хоть треть по стабильности, надежности, да и даже функциональности. Потому что это действительно сложная задача. И мне кажется, что с этой точки зрения, подход тут должен быть такой: если это какая-то специфическая задача, которая свойственна только данной организации, которую нельзя решить никаким другим способом, то, наверное, да, имеет смысл делать внутреннюю разработку и делать именно как собственную задачу, которая бы была интегрирована в процессы компании.
Кроме того, здесь появляется и другая проблема. Компании пишут что-то под себя, а потом думают, ага, сейчас мы пойдем продавать это на рынок. И потом, почему-то оно не продается. А почему же? Да потому, что написано под себя. Вы сделали некую штуку, которая другим не нужна, не подходит или под других не масштабируется. И нужно разделять. Если мы берем общесистемный софт, то категорически нельзя отдавать его разработку госкомпаниям, потому что такой общесистемный софт, пожалуйста, он уже присутствует на рынке.
Давайте доводить те решения, которые есть на рынке. Даже если текущее решение, возможно, пока не удовлетворяет каким-то критериям: по функционалу или по устойчивости работы, давайте его доводить, а не писать с нуля, чтобы потом иметь все те же самые проблемы в квадрате, да еще и при этом портить рынок труда.
Наталья Ивановна, подводя итог, хочется спросить: все-таки сможем ли мы заместить иностранное ПО отечественным? Все ли у нас получится?
По объектам критической инфраструктуры стоит задача в 2025 году обеспечить полное импортозамещение. Задача стоит, значит, она будет реализовываться. Ну а если обеспечим КИИ, значит, будем обеспечивать и остальные отрасли. Куда нам деваться? Глаза боятся, руки делают.