Касперская: хватит жить по чужим правилам в IT — установим свои
Президент ГК InfoWatch Наталья Касперская приняла участие в панельной дискуссии «Экспортный потенциал — драйвер развития российских IT-технологий», которая проходила в рамках Петербургского международного экономического форума. Главной темой мероприятия стала выработка стратегии продвижения российского софта на внешние рынки.
«Сейчас мы видим очень мало примеров успешного экспорта коммерческого ПО, поскольку российским компаниям сложно делать софт на уровне Microsoft и других мировых лидеров. Ограничены и их маркетинговые возможности, ведь существующие бюджеты просто не позволят нам — как, скажем, Intel заливать весь рекламный рынок своими деньгами. Также существует проблема нехватки и дороговизны квалифицированного персонала на доступных нам рынках сбыта, что означает либо повышенные затраты на оплату труда, либо необходимость привозить туда собственных специалистов», — отметила Наталья Касперская.
По словам эксперта, сейчас в мире есть 3 группы стран, способных поставлять полный стэк технологий. Во-первых, это англо-саксонская группа, захватившая практически весь европейский рынок. Она обладает самыми значительными денежными ресурсами и ведет агрессивную политику, делая ставку на закрытое, то есть, проприетарное ПО, в котором ничего нельзя поменять. Во-вторых, это китайская группа — в первую очередь, она сильна в отношении железа и также настроена на активную экспансию. Третья страна — это Россия, которая пока что недостаточно активно себя проявляет.
«На мой взгляд, оптимальный для нас вариант экспортной стратегии — поставки ПО с возможностью его доработок под задачи клиента. Причем, в комплекте с образованием, которое позволит осуществить эти изменения самостоятельно. Это особенно актуально для экспорта в страны, где действовала советская модель образования. В качестве нашего рынка предлагаю рассматривать все, что пока не занято англо-саксами. В том числе это и азиатские страны, которые опасаются связываться с Китаем. Настало время перестать жить по чужим правилам в IT – нужно создавать свои», — подчеркнула Наталья Касперская.
Более сдержанно об экспортных перспективах высказался директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов.
«Объем рынка импортозамещения сейчас составляет около 600 млрд. в год — это софт, техническая поддержка и обучение. И у России есть реальные шансы заместить более 95% ПО на внутреннем рынке. Однако внутри страны не так много крупных заказчиков (3-5 организаций) и их спроса может не хватить для создания продукта мирового уровня. Поэтому появляется развилка: либо сделать заплатки, которые позволят работать без импортного софта прямо сейчас, но временно, либо создавать полноценные продукты с перспективой длительного развития на мировом рынке. Второй вариант требует вложения значительно больших средств за счет инвестирования капиталов самих компаний-разработчиков. И до тех пор, пока они не создадут качественный продукт, который по своим возможностям будет соответствовать запросам внешних рынков, никакие меры государственного стимулирования экспорта не подействуют», — считает он.
По словам Кирилла Варламова, в настоящее время дружественные России рынки насчитывают 7 миллиардов человек, однако они еще не так хорошо освоены. В частности, это Бразилия, Индия, Аргентина и Юго-Восточная Азия.
«И здесь есть реальные перспективы — главное сделать хороший продукт или сервис и продвигать его с учетом специфики конкретных стран. Тогда проект может быть достаточно успешным и прибыльным», — подчеркнул эксперт.
Полное или частичное копирование материалов возможно только при указании ссылки на источник — сайт www.infowatch.ru или на страницу с исходной информацией.